Если рассмотреть это образно, то получим что-то похожее на автомобиль.
Сначала идут отдельные детали. Потом из них составляют узел – ну,
например, двигатель. Затем из узлов складывают автомобиль определенной
марки. Остается только сесть и поехать. Разные модели автомобилей
строятся из деталей и узлов, сделанных специально для них. Так же точно
один танец отличается от другого танца своими движениями, действиями,
музыкой ну и всем остальным, что определяет стиль именно данного танца.
1. Прежде всего, нужна музыка, танцор или танцевальная пара, паркет.
2. Танцор или танцевальная пара должны выполнять какие-то действия в
музыку. Выражение "в музыку" означает, что действия танцующих должны
точно соответствовать ритму и темпу музыки.
1. Простейшие движения, которые можно себе
представить:
– ноги: проще всего отвести или привести ногу, или сделать шаг;
– руки: во время танца руки могут находиться в одном фиксированном
положении или двигаться более или менее простым способом;
– спина: находится постоянно в вертикальном положении, совершает
наклоны вперед или заклоны назад, совершает вращение;
– то, что ниже спины: двигается вместе с корпусом, совершает
маятниковое движение из стороны в сторону по отношению к корпусу,
совершает вращательное движение по отношению к корпусу;
– голова: неподвижна относительно корпуса, совершает повороты,
совершает наклоны. Тут мы просто перечислили самые простые движения.
Это – детали к нашему автомобилю. Выполнение любого из них по одному –
это конечно же не танец, а физическое упражнение.
2. Сложные действия, которые выполняет танцор – фигура.
Если мы одновременно выполним:
– движение ногой;
– движение рукой;
– движение другими частями тела,
то получим первое (второе, третье и так далее) действие фигуры. Еще раз
заметим, что все это выполняется одновременно.
Если же мы выполним столько таких действий фигуры, сколько это
необходимо и в правильной последовательности, то выполним всю фигуру
целиком. Это похоже на то, как из деталей собирают двигатель.
3. Много сложных действий – связка, композиция.
Когда мы разобрались с тем, как выполнить первую фигуру, можно
приступить к изучению второй, третьей ( и до некоторого разумного
числа) фигуры.
Если у нас уже отработаны несколько фигур, то можно выполнить их одну
за другой в допустимой последовательности – получим связку.
Обычно в связку входит от двух до четырех фигур.
Если же мы достаточно долго занимаемся, и у нас накопилось много фигур
и несколько популярных связок, то из всего этого можно составить очень
сложное действие – композицию.
Вот это очень сложное действие, которое выполняет танцор или пара в
музыку, и есть танец.
Если идти от простого к сложному, то получим: простое движение, простое
действие фигуры, фигура целиком, связка, композиция.
Что мы знаем про наши ноги? Интересный вопрос. С самого раннего детства
мы знаем только то, что это правая и левая нога. В танце ног будет
несколько больше. Нет, нам не придется отращивать дополнительные ноги,
просто для наших любимых ножек есть и другие определения.
1. Опорная нога.
Догадаться можно, но давайте договоримся, что такое опорная нога.
Станем на правую ногу (носок и пятка полностью на паркете) и поднимем
левую. Было бы очень кстати, если бы при этом мы стояли на правой ноге
с ровной спиной и макушкой головы тянулись вверх (поверьте – это
красиво). Тогда наша правая нога – опорная.
Теперь коснитесь носочком левой ноги паркета (слева, сзади или
впереди). Тогда наша правая нога – опорная.
Поставьте левую ногу на паркет плоско и оставьте без веса. Тогда наша
правая нога – опорная.
Сделаем все то же, но поднимемся на правой ноге на пальчики (сделаем
релеве). Тогда наша правая нога – опорная.
На опорной ноге можно только подпрыгнуть, но переместить ее нельзя.
2. Рабочая нога.
Если наша правая нога, в описанном выше случае, была опорной, то левая
– рабочая.
Рабочая нога ненагружена весом, она совершенно свободно может двигаться
по паркету или подниматься вверх, назад. Рабочая нога свободна – и этим
все сказано.
3. Экзотические ноги.
А еще наши ноги в процессе танца могут быть задней или передней.
Гораздо проще сказать: «Перенести вес на переднюю ногу», – чем городить
более сложное предложение. И пусть простят нас литераторы за такую
вольность.
Передняя нога может быть точно впереди, диагонально впереди, скрещенной
со стопами рядом, скрещенной со стопами на расстоянии и с каблуком на
одной линии с носочком задней (выделено особо, так как часто не только
встречается, но и является просто обязательной позицией).
Ну, и напоследок – полуопорная нога. Слово не очень-то правильное, но
обозначает ногу, на которой есть небольшая часть веса. Такую ногу, хоть
и с некоторым усилием, можно переместить и при этом не потерять
равновесие (или попросту не упасть).
Как ни странно, но нам следует договориться, что же такое шаг. Пример:
давайте станем на правую ногу. Левую поставим рядом на всю стопу без
веса. Левую ногу отведем в сторону и перенесем на нее вес. Правая нога
остается(!) на месте на носочке без веса. Получился один шаг влево
левой ногой.
Несколько простых схем:
- отвести ногу и перенести вес;
- привести ногу и перенести вес;
- привести ногу и не перенести вес.
2. Приставка.
Станем на правую ногу полным весом. Левая нога сзади на носочке без
веса. Приводим левую стопу к правой стопе, ставим пятку к пятке и
носочек к носочку, переносим вес на левую ногу. Правая нога остается на
месте без веса. Получился шаг-приставка левой ноги.
Схема простая:
- привести ногу и перенести вес.
3. Приставной.
Станем на правую ногу полным весом. Левая нога слева на носочке без
веса. Приводим левую стопу к правой стопе как и прежде, и не(!)
переносим вес на левую ногу. Правая нога остается на месте с полным
весом, левая нога так и осталась без веса Получился приставной шаг
левой ногой слева.
Схема простая:
- привести ногу и не перенести вес.
4. Проходящий.
Станем на правую ногу полным весом. Левая нога сзади на носочке без
веса. Проводим левую стопу мимо правой стопы вперед, и переносим вес на
левую ногу. Правая нога остается сзади на носочке без веса. Получился
проходящий шаг левой ногой сзади вперед.
Схема простая:
- провести ногу мимо опрной и перенести вес.
5. Кросс.
Станем на правую ногу полным весом. Левая нога слева на носочке без
веса. Проводим левую стопу мимо правой стопы вправо и ставим (перед или
за) ней таким образом, что ноги оказываются скрещенным. Переносим вес
на левую ногу. Правая нога остается на месте без веса, на носочке,
левая нога – с весом Получился шаг кросс левой ногой спереди или сзади.
Очень интересная позиция – правая стопа оказалась слева от левой стопы.
Ноги как бы переплелись.
Схема простая:
- провести ногу мимо опрной поперк корпуса и перенести вес.
Мы много ходим и никогда не задумываемся, что шаг – это не так уж и
просто. Танец предполагает большое количество шагов, которые отличаются
друг от друга так же, как отличаются разные детали автомобиля по своему
назначению.
1. Шаги отличаются по направлению:
- вперед;
- назад;
- в сторону (точно и диагонально);
- кросс за ногу;
- кросс перед ногой.
2. Шаги отличаются по действию стопы (это та часть ноги, на которую
одевают носок):
- с носка на всю стопу;
- с пятки на всю стопу;
- продавливание;
- с ребра стопы;
- с отрывом от паркета;
- без отрыва от паркета.
3. Шаги отличаются по работе колена:
- с ровным коленом;
- с мягким коленом;
- с ровным коленом в релеве
;
- опускане из релеве в деми плие ;
- подъем из деми плие в релеве;
- высокий подъем колена.
4. Шаги отличаются по переносу веса:
- проходящий;
- приставка;
- с неполной опорой;
- с частичным переносом веса;
- приставной.
5. Шаги отличаются по действию плеч:
- плоско;
- с разворотом;
- с наклоном.
6. Шаги отличаются по действию бедер:
- плоско;
- с разворотом;
- с маятником;
- с вращением.
7. Шаги отличаются по действию корпуса:
- вертикальный;
- с наклоном (вперед, назад, вправо, влево);
- с заклоном;
- с вращением.
Про каждый конкретный шаг нужно знать сразу все, что мы прочитали
раньше. Один шаг=1+2+3+4+5+6+7. Сложно? На самом деле это просто,
только требует немного внимания.
И, конечно же, танцевальный шаг еще чем-то отличается от обычного шага,
который можно увидеть на улице. Но это уже другая история и для опытных
танцоров. В начало
Релеве.
Это слово обозначает очень простую позицию – стоять высоко на носочках,
как это бывает, когда тянутся за яблоком, которое высоко висит.
Простейший случай – две ноги рядом и стоим на носочках двух ног.
Чуть сложнее – две ноги рядом и на носочках, но стоим только на одной
ноге, а другой только касаемся паркета.
И еще сложнее – когда стоим на носочках одной ноги, а вторая(тоже на
носочке) отведена вперед, назад или сторону. Спина очень ровная.
– это полное приседание вниз. Эта позиция нам хорошо знакома, но стопы
должны стоять рядом и находиться на носочках. Спина очень ровная –
попробуйте присесть возле шкафа, двери или стены с прижатыми к ним
плечами, затылком и тем, что ниже спины. Получилось? Сделайте это еще
несколько раз. А теперь без опоры.
Деми плие
– неполное плие или приседание, как мы уже выяснили. Колени уже заметно
согнуты, ноги на паркете всей стопой, спина очень ровная.
Заметим про себя, что нам следует научиться держать спину очень ровно.
Музыка имеет некоторое устройство, в котором нам важны темп и
музыкальный размер.
Темп
– это очень просто. Музыка может быть медленной (низкий темп), а может
быть быстрой (высокий темп).
Музыкальный размер
– история гораздо более сложная.
1. Самая маленькая частичка музыки – это звук.
Если вы случайно по очереди уроните на пол вилки - сколько вилок,
столько услышите звуков.
2.Звук записывается с помощью нот (специальные значки, которые понятны
только посвященным).
3. Звук (и, конечно же, нота) имеет длительность во времени (как
длительность дождя).
Произнесите букву "и". При этом секугдная стрелка пробежала от цифры 12
до цифры 4? Договоримся такой звук и такую ноту называть целой. Если вы
произносите букву "и", а стрелка пробегает только от 12 до 2, то про
такую ноту говорят, что она половинная. Ну, а если только от 12 до 1,
то такая нота называется четвертной.
4. Если очень внимательно слушать музыку и равномерно (как стук
маятника в часах) считать "раз, два, три, четыре", то мы обнаружим
очень интересную вещь. Окажется, что для одного музыкального
произведения очень удобно будет считать "раз, два, три, четыре". Для
другого – только "раз, два, три". А для третьего – и вовсе «раз, два».
Это мы посчитали число четвертных нот в такте.
Такт очень похож на стаканчик с семечками - все стаканчики одинаковые,
но семечк в них разное количество, так как семечки разной величины
(ноты разной длительности). Но для размера 3/4, например, в такте может
быть только 3 четвертные ноты (или половинная и четвертная, или две
четвертных и две восьмых, что в сумме всегда равно трем четвертным).
"Раз, два, три, четыре" – музыкальный размер 4/4 (четыре четверти). В
такте четыре четвертные ноты.
"Раз, два, три" – музыкальный размер 3/4 (три четверти). В такте три
четвертные ноты.
"Раз, два" – музыкальный размер 2/4 (две четверти). В такте две
четвертные ноты.
5. Очень важно найти в музыке тот звук, который можно считать первым в
такте и который соответствует счету "раз". Почему это важно? Потому,
что каждое из действий фигуры (для примера говорим - шаг) надо
выполнять только на определенный счет такта. Такое правило! Его
нарушение приводит к танцеванию "не в музыку" и в танцах считается
очень большой ошибкой. Вам такое не к лицу.
6.
Для наглядности приведена нотная запись для музыкального размера 3/4.
Длительность всех тактов по времени одинакова и равна временному
промежутку от первой (сильной) доли до следующей первой. Длительность
четвертных нот одинакова. Длительность восьмых нот тоже одинакова и
ровно в два раза меньше, чем у четвертных. Поэтому игра восьмыми
воспринимается как удвоение темпа. Это слышно в комбинированных тактах,
где есть четвертные и восьмые.
Если музыкальный размер описывает музыку и говорит нам, сколько
четвертных нот в такте, то ритмический рисунок описывает наши движения,
наши шаги. Например, скорость и момент выполнения шагов.
Предположим, что нам надо сделать 4 проходящих шага вперед. При этом
(сейчас не важно – почему) эти шаги будут правильными тогда и только
тогда, когда первый шаг мы выполним на 3-тью долю, то есть счет "три"
музыки. Находим в музыке счет «раз» и не делаем шаг. Находим в музыке
счет «два» и снова не делаем шаг. А вот на "три, четыре, раз, два"
делаем четыре шага.
1-ый шаг делают на счет "три" музыки. 2-ой – на "четыре". 3-тий – на
"раз". И последний, 4-тый – на "два". Ритмический рисунок тут
равномерный "медленно(М), медленно(М), медленно(М), медленно(М)". Или
заменим цифрами и получим "три, четыре, раз, два".
Номер шага
-
1
2
3
4
Доля такта
"раз" "два"
"три"
"четыре"
"раз"
"два"
Ритм. рисунок
-
три
четыре
раз
два
Скорость шага
-
М
М
М
М
Номер шага – это
только номер шага. Он не совпадает со счетом в ритмическом рисунке. Но
ритмический рисунок описывает именно шаги, а не музыку, хотя в этом
примере он и музыкальный счет (номера музыкальных долей) совпали. Это
бывает не так уж часто.
Теперь предположим, что нам надо сделать 6 шагов: быстрый(Б),
быстрый(Б), медленный(М), быстрый(Б), быстрый(Б), медленный(М).
Ритмический рисунок для этих шагов - "и, раз, два, и, три, четыре"
(иначе как на четыре доли музыки сделать шесть шагов). Что же в итоге
получилось?
Номер шага
-
1 2
3
4 5
6
Доля такта
"четыре"
"раз"
"два"
"три"
"четыре"
Ритм. рисунок
-
и раз
два
и три
четыре
Скорость шага
-
Б Б
М
Б Б
М
Ритмический
рисунок тут отличается от музыкального счета. На музыкальный счет "раз"
приходится два счета ритмического рисунка – " и раз". На музыкальный
счет "три" приходится два счета ритмического рисунка – " и три".
Ритмические рисунки могут отличаться не только у разных танцев, но и у
разных фигур одного танца.
Ну,
и, в заключение, приводим "нотную запись" ритмического рисунка. Сначала
идет музыкальный счет, потом номера шагов в фигуре, потом
ритмический рисунок шагов:
Как видите, первый шаг попал
на четвертую
долю такта. И ни на какую другую долю он попадать не может!
Видео по теме музыкальный темп,
музыкальный такт,
музыкальный ритм и музыкальный размер:
приятного просмотра и закрепите изученное на паркете. Это не беда, что у нас нет музыкального
инструмента и мы не можем воспроизвести высоту нот. Зато у нас есть универсальный
инструмент - наше тело. И все, что касается длительностей и ритма оно более чем успешно может
прдемонстрировать. Хочешь быть успешным танцором - следуй несложным правилам, изложеным в тексте и этом видео. ......................................................................